Педагог-психолог


Годовой план педагога-психолога.

 

ГРАФИК

работы педагога-психолога

МБОУ Сохрановская СОШ


 

  Понедельник:  с 8.30 до 15.40

Вторник: с 8.30 до 15.20

Среда: с 8.00 до 16.00

Четверг: с 8.30 до 16.10

Пятница: с 9.15 до 15.30

 

 

Дни
недели

Время работы

Направление работы

 

Понедельник

 

09.30-11.30

 

Консультирование учащихся

 

11.30-13.00

 

Консультирование педагогов

Четверг

 

14.40-16.10

 

Консультирование родителей

Пятница

 

 

9.10-10.30

Консультирование учащихся


Заботливым родителям...Памятки, рекомендации, шпаргалки...
Памятка родителям "Жестокое обращение с детьми"


Информация о мероприятиях, направленных на снижение риска суицидов. Первый квартал 2017 года.

Как поддержать выпускника- памятка

Информация о проведенном Уроке толерантности 17.11.17г.

Результат анкетирования 

«Отношение подростков к наркотикам».

 

Цель: определение отношения обучающихся к наркотикам.

Метод: анкетирование.

Дата проведения исследования: 26.10.2017г

Количество человек: 72

Результаты исследования:

Класс

Кол-во

 

Пол

Возраст

Средний балл

Отношение к наркотикам

Девушка

Юноша

 

1

7

17

11

6

12-14

65

Отрицательное

2

8

21

12

9

13-15

62

Отрицательное

3

9

19

13

6

14-16

63

Отрицательное

4

10

5

0

5

15-16

65

Отрицательное

5

11

10

9

1

16-17

64

Отрицательное

 

            

                               Результаты проведенного исследования:

      Всего 72 человек. Среди учеников прошедших анкетирование максимальный балл 70  и минимальный балл 47. Подростки  относятся к наркотикам отрицательно, так как имеют высокие баллы в пределах от 14 до 70.

Дата: 26.10.2017г.



Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям  по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
 
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.
 
I.        Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
1. Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы  учреждения:
·                    социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение  ресурсов   психологической адаптации учащихся;
·                    психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке,  направленной на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные  психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения. 
2.  Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие  вопросы:
·                    педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);  
·                    возможности  образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков  навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
·                    использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;
3.  Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).
4.  Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом  коллективе:
·                           теоретические и практические занятия по формированию у учащихся  культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
·                           разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения. 
5. Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).
6. Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.
Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:
·         Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
·         Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
·         Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
·         Трудности подросткового возраста
·         Помощь родителей детям с проблемами в обучении
·         Психологические особенности юношеского возраста
Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7. Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».
II.                Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:
1.       Внешний вид и поведение:
·   гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры); 
·   амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры); 
·   тихий монотонный голос;
·   замедленная речь;
·   краткость ответов;
·   отсутствие ответов;
·   ускоренная экспрессивная речь;
·   патетические интонации;
·   причитания;
·   склонность к нытью;
·   общая двигательная заторможенность;
·   бездеятельность, адинамия;
·   двигательное возбуждение.
2. Эмоциональные нарушения:
·   скука;
·   грусть;
·   уныние;
·   угнетенность;
·   мрачная угрюмость;
·   злобность;
·   раздражительность;
·   ворчливость;
·   брюзжание;
·   неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
·   чувство ненависти к благополучию окружающих;
·   чувство физического недовольства;
·   безразличное отношение  себе, окружающим;
·   чувство бесчувствия;
·   тревога беспредметная (немотивированная);
·   тревога предметная (мотивированная);
·   ожидание непоправимой беды;
·   страх немотивированный;
·   страх мотивированный;
·   тоска как постоянный фон настроения;
·   взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
·   углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
3. Психические заболевания:
·   депрессия;
·   неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
·   маниакально-депрессивный психоз;
·   шизофрения.
4. Оценка собственной жизни:
·   пессимистическая оценка своего прошлого;
·   избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
·   пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
·   отсутствие перспектив в будущем.
5. Взаимодействие с окружающими:
·   нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
·   стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
·   склонность к нытью;
·   капризность;
·   эгоцентрическая направленность на свои страдания.
6. Вегетативные нарушения:
·   слезливость;
·   расширение значков;
·   сухость во рту («симптомы сухого языка»);
·   тахикардия;
·   повышенное артериальное давление;
·   ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
·   ощущение комка в горле;
·   головные боли;
·   бессонница;
·   повышенная сонливость;
·   нарушение ритма сна;
·   отсутствие чувства сна;
·   чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
·   запоры;
·   снижение веса тела;
·   повышение веса тела;
·   снижение аппетита;
·   пища ощущается безвкусной;
·   нарушение менструального цикла (задержка).
7. Динамика состояния в течение суток:
·   улучшение состояния к вечеру;
·   ухудшение состояния к вечеру.
Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.
 III.                  Виды суицида:
·             демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
·             самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
·              истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
 
IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:
·   отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
·   резкое повышение общего ритма жизни;
·   социально-экономическая дестабилизация;
·   алкоголизм и наркомания среди родителей;
·   жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
·   алкоголизм и наркомания среди подростков;
·   неуверенность в завтрашнем дне;
·   отсутствие морально-этических ценностей;
·   конфликт с друзьями или педагогами;
·   потеря смысла жизни;
·   низкая самооценка, трудности в самоопределении;
·   безответная любовь;
·   отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
V. Меры, которые может предпринять педагог:
·         для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
·          при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке,  педагог рекомендует родителям  обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;
·          при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
·          в случае неявки родителя в школу или  невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
·          в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
·          все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).
 
VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
·         необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
·         необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
·         необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
·         необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
·         нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
·         необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сохрановская средняя общеобразовательная школа
 
 
Справка  о  проведении
Психологической недели «Радуга чувств»
                               
1. Дата проведения: с 4  по 8 апреля 2016г.
2. Место проведения: МБОУ Сохрановская СОШ (для 1-11 классов).
3. Ответственный: педагог-психолог Н.В. Плотникова.
 
Цель:
1.Создать условия для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов.
2.Содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья.
3.Оптимизировать межличностные отношения в школе, навыки и способы общения в младшем и старшем школьном возрасте.
4.Снизить эмоциональное напряжение школьников в 4 четверти.
5.Расширение знаний о науке "психология".
6.Привлечь внимание к деятельности педагога-психолога.
 
                 В школе прошли  психологические акции:
Понедельник 04 апреля 2016 года
1.     Акция «Поле пожеланий»,1-11 классы.
Акция «Поле пожеланий» проводилась с  целью психологической разгрузки школьников, создания положительного эмоционального фона учащихся и учителей. В течение    дня учащиеся на предложенных заготовках – цветах, бабочках, записывали свои желания, мечты и приклеивали их на поле. Дети и педагоги могли оставлять свои пожелания друг для друга.
Акция «Предсказания ЦВЕТНОЙ радуги».
Занятие на тему: « Поделись улыбкою своей».
Для обучающихся  первого и второго классов были  проведены занятия на сплочение коллектива, улучшение психологического микроклимата класса, сохранение и укрепление психологического здоровья. Занятие с элементом тренинга прошло  под  девизом: «Хорошее настроение – залог здоровья».
 
Вторник 05 апреля 2016 года
1.Всем педагог-педагог педагогам и обучающимся школы в начале учебного дня были распространены эмблема дня «Быть здоровым – здорово!».
 

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Фиолетовый

Черный

- восторженное

-радостное

-приятное

-спокойное, уравновешенное

-грустное

- тревожное

-крайне удовлетворительное














2.Акция «Цвет дня». При входе в школу был вывешен стенд  на тему: «Цвет дня».  Рядом с вывеской «Цвет дня» стояли  два  ящика «Для учеников» и для  «Для учителей». В эти ящики всем входящим предлагается опустить смайлик, соответствующий текущему настроению. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:
 
То же самое предлагается сделать перед уходом домой.
3.Акция «Тайный друг».
 
3.Проведено  занятие с элементами тренинга 3-4 классы,  продемонстрированы  упражнения и презентация «Исцеление оранжевым цветом»  для снятия эмоционального напряжения, утомления, расслабление.
Цель занятия: 
-развитие эмоционального мира ребёнка.
-развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику лица, позу, жесты;
-тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций;
- воспитывать умение чувствовать своего партнёра, развивать умение работать в парах;
-стимуляция групповой сплочённости.
 
Упражнение «Цветные ладони». Участники группы хаотично передвигаются по классу. Педагог-психолог держит 3 ладони (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Педагог-психолог поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих.  Здороваться разными способами.
 
Варианты сигналов:
Красная ладонь – надо пожать руку.
Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.
Желтая ладонь – поздороваться «спинками».
Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
 
Упражнение «Сплети  паутинку пожеланий».
Дети становятся в круг.
- Подарите друг другу свои пожелания. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кому желаете добра, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
Среда 06.04.2016 года
 
1.Оформлен стенд с результатами  акции «Цвет дня», обучающиеся знакомятся с итогом акции и  круговыми  диаграммами  «Настроение учеников в начале и в конце дня», «Настроение учителей в начале и в конце дня».
 2.Акция «Следопыт».
 Четверг 07. 04.2016г.   
20160406_111813.jpg
Продолжение акция «Поле желаний». 
Акция «Винни-Пух и все-все-все». Необходимо выбрать одного наиболее симпатичного героя из истории про Винни-Пуха и проголосовать за него.
 
Пятница 08.04.2016г
Акция «Волшебные круги». 
Акция «Общий рисунок».
Подведение итогов.
 
Выводы:
1.Проведенные мероприятия помогли снять эмоциональное напряжение у многих участников образовательного процесса. 
 
2.Уровень доверия школьников к педагогу-психологу повысился, расширилось представление о психологии. 
 
3.Во время проведения Дня  психологического здоровья атмосфера в школе была благоприятной. 
 
4.Отмечено повышение интереса участников образовательного процесса к рассмотрению вопросов психологического аспекта и участию в Дне психологического здоровья.  
 
5.Обучающие 1-11классов и педагоги приняли участие в акции «Цвет дня» и акции Поляна пожеланий», «Тайный друг».
                                                                          
6. Данный вид работы необходимо проводить ежегодно.
 Дата: 08.04.2016г.                         
 
 
 
 
Памятка для родителей «Как противостоять стрессу?».
 
Экзамен – сложная стрессовая ситуация, и очень важно не теряться  в 
экстремальной обстановке.
 На экзамене необходимо владеть своими эмоциями!
«Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его».
             Вольтер
             КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С  ЭКЗАМЕНАМИ?
Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов.
o  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
o  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допустить ошибку.
o   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение  его состояния, связанное с переутомлением.
o  Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок .
o  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения  оно должно быть  разнообразным и сбалансированным.
 Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.
 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный
отдых, он должен отдохнуть  и как следует выспаться.
Почему выпускники так волнуются?
ü   Сомнения в полноте и прочности знаний.
ü   Стресс в незнакомой ситуации.
ü   Стресс ответственности перед родителями и школой.
ü   Сомнения в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
ü   Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.    
  Помните:
Самое главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий.                                   
14.04.2016г.  Педагог-психолог

Советы выпускникам
по психологической подготовке к  экзаменам.
 
Подготовка к экзамену: 
 Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
·          Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки в этих тонах.
·          Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
·          Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен. 
·          Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 
·          Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.
·          Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена:
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
 
Перед началом тестирования.
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!!        

  Как построить беседу с  подростком, находящемся в кризисном состоянии:

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п...» СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...» СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...» СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...» СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...» СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится – значит ты недостаточно постарался!»

В профилактике суицидов важно запомнить:

                    То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

                    У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

                    Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Что может сделать взрослый, который заметил у подростка признаки кризисного состояния?

1.                Собрать информацию (у других учителей, друзей,  в интернете, напр. на страничке vkontakte).

2. Направить к сотруднику школьной психологической службы.

3. Направить к профильным специалистам.

4. При необходимости, поговорить с самим ребенком.

Цели разговора:

-                    дать выговориться,

-                    понять, действительно ли он думает о самоубийстве,

-                    расширить перспективу, вывести из «тоннельного» мышления, дать надежду на будущее,

-                    оказать эмоциональную поддержку.

Три кита эмоциональной устойчивости в кризисных ситуациях:

1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).

2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».

3. Позитивный образ будущего.

Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.

 

Общие рекомендации:

ž обязательные ежедневные прогулки;

ž хорошее питание;

ž соблюдение режима дня;

ž общение с родственниками и друзьями;

ž физические нагрузки;

ž обращение к психологу;

ž  расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

 

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно: 

ž слушайте своего ребенка;

ž проводите вместе с ним как можно больше времени;

ž рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;

ž если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности

ž принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть

 

Все это мы давно знаем…

ž Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;

ž Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т.п

ž Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;

ž Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.

ž В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.

 

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:

ž Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

ž В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.

ž Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.

ž У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так , как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.

 

Принимайте ребенка безусловно

ž Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

ž Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Памятка классному руководителю.

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

·       Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

·       У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

·       Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

·       Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

·       Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

·       Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

·       Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

·       Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

·       Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

·       Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

·       Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

·       Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

·       Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

·       Если вы увидели, хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

·       Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

·       Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

·       Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

·       Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

·       Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

·       Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.

·       Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

·       Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

·       Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

·       Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.