Педагог-психолог


Годовой план педагога-психолога.

 

ГРАФИК

работы педагога-психолога

МБОУ Сохрановская СОШ


 

  Понедельник:  с 8.30 до 15.40

Вторник: с 8.30 до 15.20

Среда: с 8.00 до 16.00

Четверг: с 8.30 до 16.10

Пятница: с 9.15 до 15.30

 

 

Дни
недели

Время работы

Направление работы

 

Понедельник

 

09.30-11.30

 

Консультирование учащихся

 

11.30-13.00

 

Консультирование педагогов

Четверг

 

14.40-16.10

 

Консультирование родителей

Пятница

 

 

9.10-10.30

Консультирование учащихся


Заботливым родителям...Памятки, рекомендации, шпаргалки...
Памятка родителям "Жестокое обращение с детьми"


Информация о мероприятиях, направленных на снижение риска суицидов. Первый квартал 2017 года.

Как поддержать выпускника- памятка

Информация о проведенном Уроке толерантности 17.11.17г.

Результат анкетирования 

«Отношение подростков к наркотикам».

 

Цель: определение отношения обучающихся к наркотикам.

Метод: анкетирование.

Дата проведения исследования: 26.10.2017г

Количество человек: 72

Результаты исследования:

Класс

Кол-во

 

Пол

Возраст

Средний балл

Отношение к наркотикам

Девушка

Юноша

 

1

7

17

11

6

12-14

65

Отрицательное

2

8

21

12

9

13-15

62

Отрицательное

3

9

19

13

6

14-16

63

Отрицательное

4

10

5

0

5

15-16

65

Отрицательное

5

11

10

9

1

16-17

64

Отрицательное

 

            

                               Результаты проведенного исследования:

      Всего 72 человек. Среди учеников прошедших анкетирование максимальный балл 70  и минимальный балл 47. Подростки  относятся к наркотикам отрицательно, так как имеют высокие баллы в пределах от 14 до 70.

Дата: 26.10.2017г.



Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям  по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
 
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.
 
I.        Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
1. Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы  учреждения:
·                    социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение  ресурсов   психологической адаптации учащихся;
·                    психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке,  направленной на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные  психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения. 
2.  Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие  вопросы:
·                    педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);  
·                    возможности  образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков  навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
·                    использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;
3.  Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).
4.  Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом  коллективе:
·                           теоретические и практические занятия по формированию у учащихся  культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
·                           разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения. 
5. Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).
6. Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.
Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:
·         Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
·         Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
·         Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
·         Трудности подросткового возраста
·         Помощь родителей детям с проблемами в обучении
·         Психологические особенности юношеского возраста
Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7. Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».
II.                Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:
1.       Внешний вид и поведение:
·   гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры); 
·   амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры); 
·   тихий монотонный голос;
·   замедленная речь;
·   краткость ответов;
·   отсутствие ответов;
·   ускоренная экспрессивная речь;
·   патетические интонации;
·   причитания;
·   склонность к нытью;
·   общая двигательная заторможенность;
·   бездеятельность, адинамия;
·   двигательное возбуждение.
2. Эмоциональные нарушения:
·   скука;
·   грусть;
·   уныние;
·   угнетенность;
·   мрачная угрюмость;
·   злобность;
·   раздражительность;
·   ворчливость;
·   брюзжание;
·   неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
·   чувство ненависти к благополучию окружающих;
·   чувство физического недовольства;
·   безразличное отношение  себе, окружающим;
·   чувство бесчувствия;
·   тревога беспредметная (немотивированная);
·   тревога предметная (мотивированная);
·   ожидание непоправимой беды;
·   страх немотивированный;
·   страх мотивированный;
·   тоска как постоянный фон настроения;
·   взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
·   углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
3. Психические заболевания:
·   депрессия;
·   неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
·   маниакально-депрессивный психоз;
·   шизофрения.
4. Оценка собственной жизни:
·   пессимистическая оценка своего прошлого;
·   избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
·   пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
·   отсутствие перспектив в будущем.
5. Взаимодействие с окружающими:
·   нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
·   стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
·   склонность к нытью;
·   капризность;
·   эгоцентрическая направленность на свои страдания.
6. Вегетативные нарушения:
·   слезливость;
·   расширение значков;
·   сухость во рту («симптомы сухого языка»);
·   тахикардия;
·   повышенное артериальное давление;
·   ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
·   ощущение комка в горле;
·   головные боли;
·   бессонница;
·   повышенная сонливость;
·   нарушение ритма сна;
·   отсутствие чувства сна;
·   чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
·   запоры;
·   снижение веса тела;
·   повышение веса тела;
·   снижение аппетита;
·   пища ощущается безвкусной;
·   нарушение менструального цикла (задержка).
7. Динамика состояния в течение суток:
·   улучшение состояния к вечеру;
·   ухудшение состояния к вечеру.
Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.
 III.                  Виды суицида:
·             демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
·             самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
·              истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
 
IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:
·   отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
·   резкое повышение общего ритма жизни;
·   социально-экономическая дестабилизация;
·   алкоголизм и наркомания среди родителей;
·   жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
·   алкоголизм и наркомания среди подростков;
·   неуверенность в завтрашнем дне;
·   отсутствие морально-этических ценностей;
·   конфликт с друзьями или педагогами;
·   потеря смысла жизни;
·   низкая самооценка, трудности в самоопределении;
·   безответная любовь;
·   отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
V. Меры, которые может предпринять педагог:
·         для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
·          при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке,  педагог рекомендует родителям  обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;
·          при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
·          в случае неявки родителя в школу или  невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
·          в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
·          все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).
 
VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
·         необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
·         необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
·         необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
·         необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
·         нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
·         необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сохрановская средняя общеобразовательная школа
 
 
Справка  о  проведении
Психологической недели «Радуга чувств»
                               
1. Дата проведения: с 4  по 8 апреля 2016г.
2. Место проведения: МБОУ Сохрановская СОШ (для 1-11 классов).
3. Ответственный: педагог-психолог Н.В. Плотникова.
 
Цель:
1.Создать условия для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов.
2.Содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья.
3.Оптимизировать межличностные отношения в школе, навыки и способы общения в младшем и старшем школьном возрасте.
4.Снизить эмоциональное напряжение школьников в 4 четверти.
5.Расширение знаний о науке "психология".
6.Привлечь внимание к деятельности педагога-психолога.
 
                 В школе прошли  психологические акции:
Понедельник 04 апреля 2016 года
1.     Акция «Поле пожеланий»,1-11 классы.
Акция «Поле пожеланий» проводилась с  целью психологической разгрузки школьников, создания положительного эмоционального фона учащихся и учителей. В течение    дня учащиеся на предложенных заготовках – цветах, бабочках, записывали свои желания, мечты и приклеивали их на поле. Дети и педагоги могли оставлять свои пожелания друг для друга.
Акция «Предсказания ЦВЕТНОЙ радуги».
Занятие на тему: « Поделись улыбкою своей».
Для обучающихся  первого и второго классов были  проведены занятия на сплочение коллектива, улучшение психологического микроклимата класса, сохранение и укрепление психологического здоровья. Занятие с элементом тренинга прошло  под  девизом: «Хорошее настроение – залог здоровья».
 
Вторник 05 апреля 2016 года
1.Всем педагог-педагог педагогам и обучающимся школы в начале учебного дня были распространены эмблема дня «Быть здоровым – здорово!».
 

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Фиолетовый

Черный

- восторженное

-радостное

-приятное

-спокойное, уравновешенное

-грустное

- тревожное

-крайне удовлетворительное














2.Акция «Цвет дня». При входе в школу был вывешен стенд  на тему: «Цвет дня».  Рядом с вывеской «Цвет дня» стояли  два  ящика «Для учеников» и для  «Для учителей». В эти ящики всем входящим предлагается опустить смайлик, соответствующий текущему настроению. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:
 
То же самое предлагается сделать перед уходом домой.
3.Акция «Тайный друг».
 
3.Проведено  занятие с элементами тренинга 3-4 классы,  продемонстрированы  упражнения и презентация «Исцеление оранжевым цветом»  для снятия эмоционального напряжения, утомления, расслабление.
Цель занятия: 
-развитие эмоционального мира ребёнка.
-развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику лица, позу, жесты;
-тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций;
- воспитывать умение чувствовать своего партнёра, развивать умение работать в парах;
-стимуляция групповой сплочённости.
 
Упражнение «Цветные ладони». Участники группы хаотично передвигаются по классу. Педагог-психолог держит 3 ладони (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Педагог-психолог поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих.  Здороваться разными способами.
 
Варианты сигналов:
Красная ладонь – надо пожать руку.
Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.
Желтая ладонь – поздороваться «спинками».
Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
 
Упражнение «Сплети  паутинку пожеланий».
Дети становятся в круг.
- Подарите друг другу свои пожелания. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кому желаете добра, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
Среда 06.04.2016 года
 
1.Оформлен стенд с результатами  акции «Цвет дня», обучающиеся знакомятся с итогом акции и  круговыми  диаграммами  «Настроение учеников в начале и в конце дня», «Настроение учителей в начале и в конце дня».
 2.Акция «Следопыт».
 Четверг 07. 04.2016г.   
20160406_111813.jpg
Продолжение акция «Поле желаний». 
Акция «Винни-Пух и все-все-все». Необходимо выбрать одного наиболее симпатичного героя из истории про Винни-Пуха и проголосовать за него.
 
Пятница 08.04.2016г
Акция «Волшебные круги». 
Акция «Общий рисунок».
Подведение итогов.
 
Выводы:
1.Проведенные мероприятия помогли снять эмоциональное напряжение у многих участников образовательного процесса. 
 
2.Уровень доверия школьников к педагогу-психологу повысился, расширилось представление о психологии. 
 
3.Во время проведения Дня  психологического здоровья атмосфера в школе была благоприятной. 
 
4.Отмечено повышение интереса участников образовательного процесса к рассмотрению вопросов психологического аспекта и участию в Дне психологического здоровья.  
 
5.Обучающие 1-11классов и педагоги приняли участие в акции «Цвет дня» и акции Поляна пожеланий», «Тайный друг».
                                                                          
6. Данный вид работы необходимо проводить ежегодно.
 Дата: 08.04.2016г.                         
 
 
 
 
Памятка для родителей «Как противостоять стрессу?».
 
Экзамен – сложная стрессовая ситуация, и очень важно не теряться  в 
экстремальной обстановке.
 На экзамене необходимо владеть своими эмоциями!
«Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его».
             Вольтер
             КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С  ЭКЗАМЕНАМИ?
Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов.
o  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
o  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допустить ошибку.
o   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение  его состояния, связанное с переутомлением.
o  Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок .
o  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения  оно должно быть  разнообразным и сбалансированным.
 Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.
 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный
отдых, он должен отдохнуть  и как следует выспаться.
Почему выпускники так волнуются?
ü   Сомнения в полноте и прочности знаний.
ü   Стресс в незнакомой ситуации.
ü   Стресс ответственности перед родителями и школой.
ü   Сомнения в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
ü   Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.    
  Помните:
Самое главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий.                                   
14.04.2016г.  Педагог-психолог

Советы выпускникам
по психологической подготовке к  экзаменам.
 
Подготовка к экзамену: 
 Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
·          Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки в этих тонах.
·          Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
·          Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен. 
·          Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 
·          Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.
·          Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена:
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
 
Перед началом тестирования.
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!!